
Кто такие тьюторы и чем они помогают каждому старшекласснику NewTone School
Автор: Ольга Валерьевна Ушакова, психолог средней школы, тьютор.
В мире, где каждый день приносит новые вызовы, просто знаний уже недостаточно. Умение ориентироваться в потоках противоречивой и разнокачественной информации, ставить и достигать цели, справляться с неуверенностью и принимать решения — всё это становится неотъемлемой частью успеха. Особенно остро это чувствуют старшеклассники, стоящие на пороге взрослой жизни. Самое время для того, чтобы за дело взялся тьютор — личный навигатор, ментор и союзник ученика на пути к осознанному будущему. В NewToneSchool тьюторство — это не опция, а важнейший элемент образовательной экосистемы.
Проводник в осознанное будущее
Представьте собеседника, который ничего не оценивает, ни к чему не принуждает, ни за что не агитирует. А просто слушает, задаёт наводящие вопросы и шаг за шагом помогает вам найти свой собственный путь. Это и есть тьютор и его работа. Он не читает лекции и не проверяет тетради, не ставит оценки и никогда не вызовет родителей в школу. Тьютор помогает вам, старшекласснику, разобраться в себе, в своих желаниях и устремлениях. Определить, что важно именно вам, а что давит на вас как чужое вмешательство. Итог — выстроенный маршрут к именно вашим целям.
Работа тьютора начинается с выстраивания доверительных отношений. Важно, чтобы подросток почувствовал себя в безопасном пространстве, где его не будут оценивать, критиковать или торопить с выводами. Тем более не ведет беседы «для галочки». Через диалог, наблюдение со стороны и мягкие техники самопознания тьютор помогает старшекласснику лучше понять себя — свои интересы, реальные способности, действительно близкие ценности и внутренние противоречия, если всё это трудно привести к одному знаменателю. Это тонкая, почти ювелирная работа, где многое строится не на готовых решениях, а на вопросах, которые лишь открывают путь к самостоятельным размышлениям и возможным решениям.
Одним из главных направлений тьюторской поддержки становится выбор будущего — в действительности ключевой для любого подростка. Важно не просто решить, кем быть, а понять, зачем это нужно, что стоит за тем или иным выбором, как он соотносится с образом жизни, характером, мечтами. Тьютор помогает выходить за привычный набор популярных профессий и видеть более широкие горизонты — исследовать, пробовать, сомневаться, снова пробовать. Так, в процессе, формируется не только персональный образовательный трек. Приятным бонусом становится осознание личных приоритетов, важных целей, темпов собственного развития на пути к этим целям и приоритетам.
Помощник в выборе
Однако выбор — это только часть общей работы. Старшекласснику важно научиться управлять собой: своим временем, своими вниманием, своими эмоциями. Тьютор в этом тоже помогает. Учит выстраивает личную систему планирования, распределять нагрузку во избежание перегрузок и выгорания. Вместе тьютор и ученик находят способы справляться с прокрастинацией, тревожностью, усталостью. Все они неизбежны в условиях подготовки к экзаменам и больших ожиданий и в любой момент могут найти повод опустить руки.
Поддержка тьютора особенно важна, когда ученик сталкивается с неуверенностью, страхом ошибок, внутренним конфликтом между «надо» и «хочу». Здесь важна не только рациональная работа, но и эмоциональная. Тьютор помогает увидеть в ошибках не угрозу, а опыт. В неуверенности — точку роста. В страхе — сигнал о том, что нужно остановиться и прислушаться к себе. Работа идет не только с целями, но и с чувствами, не только с планами, но и с самооценкой.
Такое взаимодействие здорово тренирует эмоциональный интеллект. Подросток учится распознавать свои чувства, регулировать их, понимать эмоции других людей, выстраивать более зрелые отношения с окружающими. Эти навыки важны не меньше, чем знание школьных предметов. Такие умения становятся основой для устойчивости, уверенности в себе и для умения строить отношения в будущем. Путь можно пройти по-своему — не быстрее всех, не так, как у других, а в соответствии со своими ценностями, интересами и мечтами. Осознание этого дорогого стоит.
Как это работает?
Тьюторство в NewTone — это не просто сопровождение школьника, а целая система поддержки личности школьника. Она построена на уважении к индивидуальности, внимательном диалоге и глубоком осознании собственного пути. Тьютор становится надежным партнером старшеклассника, помогая ему ориентироваться в мире образования, внутреннего взросления и осознанного жизненного выбора. В основе нашей тьюторской работы — принципы гуманной педагогики, коучинговые подходы и психологическая чувствительность к возрастным особенностям подростков.
Каждый ученик в старших классах выбирает сам индивидуального тьютора. Первая встреча — установочная. Тьютор и подросток знакомятся, проговаривают цели и ожидания, обсуждают формат и частоту встреч. Очень важно с самого начала выстроить доверительные, живые и безопасные отношения. Именно через доверие тьютор получает доступ к реальному внутреннему миру подростка, его тревогам, сомнениям, амбициям. Без этого помочь будет трудно.
На первом этапе тьютор проводит мягкую диагностику — не в формате строгого тестирования, а через беседу, наблюдение и специальные тьюторские методики. Используются карты интересов, визуальные проективные методики («Карта будущего», «Линия жизни», «Колесо баланса»), упражнения на самоосознание и личностную рефлексию. Это помогает увидеть уникальный контекст ученика — его сильные стороны, перспективные зоны развития, жизненные установки и скрытые барьеры.
После этого начинается работа над индивидуальным образовательным маршрутом. Тьютор помогает подростку сформулировать цели — сначала большие (жизненные, карьерные), затем конкретные, краткосрочные. Здесь используются техники SMART-целей, визуализация, методика «Пять почему», чтобы дойти до сути мотивации. Ученик учится не просто «выбирать профессию», а понимать, в какой жизни он хотел бы оказаться, каким человеком стать, в какой среде чувствует себя живым и увлеченным.
Затем вместе выстраивается маршрут: какие предметы важны, где потребуются дополнительные ресурсы, какие навыки нужно развивать. Тьютор подбирает подходящие активности. Это уже не просто план по учебе, а живая и гибкая стратегия развития, которая пересматривается по мере роста ученика.
В дневник тьюторанта
Большое внимание в гимназии уделяется тайм-менеджменту и саморегуляции. Вместе с тьютором подросток учится структурировать свой день, планировать недели, ставить приоритеты. Применяются техники «списка трех дел» и «матрицы Эйзенхауэра», «техника помидора», ведение личного трекера задач. Но важен не только инструмент — тьютор помогает найти внутреннюю мотивацию, осознать, зачем это нужно и как сделать систему устойчивой.
Особое внимание уделяется эмоциональному состоянию ученика. Регулярные тьюторские беседы — это возможность выговориться, рефлексировать, снизить тревожность, наметить «островки стабильности». Применяются техники эмоциональной саморегуляции: «я-сообщения», «дневник состояний», метод «стоп-мысли». Если у подростка появляются эмоциональные сложности, тьютор мягко направляет его к школьному психологу, сохраняя поддерживающее участие. Как, тьютор не психолог? Нет.
При этом тьютор работает над развитием уверенности и навыков самоопределения. Это происходит через совместный анализ достижений, обратную связь, упражнение «Мои сильные стороны», регулярную рефлексию: что получилось, что далось трудно, что я понял о себе. Ученик начинает замечать рост, ценить процесс, доверять себе.
Важной частью тьюторской работы является формирование личной позиции. В формате диалога, через исследование реальных кейсов, разговоров о смыслах, тьютор помогает подростку научиться задавать себе важные вопросы: зачем я это делаю, что это дает мне и другим, как я хочу жить. Здесь работает метод «вопросного зеркала» и техника «Образ будущего».
Все встречи проходят в спокойной, уважительной атмосфере, с участием подростка как равного партнера. Часто в работе используется дневник тьюторанта, где ученик записывает открытия, наблюдения, цели, эмоциональные состояния. Это инструмент, который помогает увидеть путь в развитии, даже если он идет неравномерно.
Таким образом, тьюторство в NewTone — это не сопровождение по расписанию, а настоящее пространство роста. Это сочетание структуры и гибкости, стратегии и эмоций, практики и смысла. И главное — это живая, теплая, настоящая связь между тьютором и учеником, в которой подросток учится быть собой и верить в себя.
Что говорят наши старшеклассники про тьюторские встречи?
«Для меня тьюторство –эксклюзивная возможность познакомиться поближе с любимым учителем. Это уникальный шанс понять, в каком направлении двигаться дальше, как решать проблемы, возникшие в процессе учебы и вне. Встречи с тьютором помогают мне раскрыться, как личность, я еще больше полюбила предметы русского языка и литературы. Именно встречи с тьютором помогли мне разобраться с тем, что мне действительно нравится, в каком направлении я могу себя попробовать».
Анастасия Мельникова, 8 класс.
«Для меня тьютор — тот человек, который дает правильные наставления и помогает справляться с трудностями. Это полезное времяпрепровождение, где вы можете проанализировать свои достижения в учебе и личной жизни. Мне мой тьютор помогла: правильно распределить время; более серьезно относиться к будущей профессии; ставить и выполнять поставленные цели каждую четверть».
Марьям Касаева, 8 класс.
«Тьюторство для меня — это то место, где меня выслушают и направят в правильное русло. В уютной и комфортной атмосфере я получаю возможность получить объективный взгляд и помощь в самоопределении, рекомендации к прочтению книг и статей. Именно здесь я нахожу решения многих проблем и толчок в зоне своего развития».
Алена Тян,11 класс.