
Искусственный интеллект и школа: что об этом нужно знать родителям?
Искусственный интеллект уже в тетрадках первоклассников — и это не преувеличение. Как реагировать на тексты, которые явно написаны не рукой семилетнего ребёнка? Позволять ли детям использовать нейросети? Какие у этого есть плюсы и минусы? Гулнора Хамзаевна Карабаева, педагог начальной школы с 33-летним опытом, тренер по ментальной арифметике и скорочтению, уверена: искусственный интеллект — это и вызов, и возможность. Запретить ИИ уже вряд ли получится, поэтому лучшее решение — учить детей пользоваться им с умом.
— Гулнора Хамзаевна, Вы замечаете, когда первоклассник использует ИИ при выполнении домашнего задания?
— Конечно. Когда ответ слишком «взрослый», текст со сложными конструкциями, а ребёнок при этом едва научился писать, — это сразу видно. Один мальчик принёс сочинение с фразой «аналитика поведения персонажа», хотя на уроках он едва связно говорит. Значит, помог взрослый. Или использовался искусственный интеллект. Вообще, надо сказать, в первом классе дети пока не так активно используют ИИ — чаще это делают именно родители.
— Снижаете ли Вы оценку, если замечаете использование ИИ?

— В первом классе оценки чаще носят формирующий характер. Я не наказываю за использование ИИ, но обязательно разговариваю с ребёнком и родителями: почему важно думать самому, что происходит, когда мы просто копируем, и как можно использовать ИИ с умом. У меня была ситуация, когда девочка распечатала текст с ответами из интернета — но не поняла ни одного слова. Мы с ней переделали задание вместе: она рассказала, что хотела узнать, и уже своими словами всё оформила. Это стало отличным уроком для всех.
— А как Вы вообще относитесь к ИИ в школе, в том числе в начальной?
— Сегодняшние первоклассники вырастут в мире, где искусственный интеллект станет частью повседневной жизни. Поэтому мы не можем просто запретить или игнорировать ИИ — важно научить ребёнка взаимодействовать с этим инструментом осознанно, с пониманием и ответственностью.
Поэтому я целенаправленно развиваю у наших первоклассников цифровую грамотность, но делаю это с опорой на возрастные особенности. Моя задача — научить детей корректно формулировать запрос, искать нужную информацию, понимать, что они читают, и использовать это с пользой.
Например, мы вместе учимся задавать вопросы голосовому помощнику, как найти картинку по теме проекта, как различить достоверный и случайный ответ. И это не просто актуальные цифровые навыки — это развитие самостоятельности. Мне важно, чтобы ребёнок мог выполнить задание без помощи взрослых. То есть понимал и управлял процессом.
— Нужны ли чёткие правила по использованию ИИ в начальной школе?
— Да, но, повторю, не в виде запретов. А в виде разрешающих и направляющих рамок. Например: «Ты можешь использовать ИИ, чтобы найти интересный факт, но расскажи о нём своими словами». Или: «Если ИИ помог тебе составить рассказ — подумай, какие из фраз в этом ответе ты сам понимаешь и можешь объяснить». Это формирует у ребёнка ощущение личной ответственности за знание, а не просто копирование.

— В каких школьных заданиях ИИ может быть действительно полезен?
— Очевидная польза при поиске информации для мини-проектов, в подготовке к классным часам, в видеоподдержке учебного материала. Мы, например, вместе с детьми искали с помощью ИИ ответ на вопрос, почему осенью опадают листья. Дети были в восторге. Но самое главное, что мы при этом обсудили, какой ответ ИИ был понятным, а какой — нет.
Если резюмировать плюсы использования ИИ в обучении, то в первую очередь — это развитие цифровой грамотности. Ребёнок учится сам формулировать корректные и эффективные запросы, анализировать полученную в ответ информацию, отличать факты от вымысла. При правильном сопровождении ИИ помогает ребёнку справляться с задачами без постоянной помощи взрослых.
Помимо этого, использование ИИ повышает интерес к обучению. Искусственный интеллект — хороший собеседник для ребёнка с его детскими «как?» и «почему?», общение с ним может стать увлекательным исследованием и открыть доступ к дополнительным ресурсам. Ребёнок может найти простые и понятные объяснения, интересные примеры, наглядные иллюстрации. Это не всегда есть в учебном классе, поэтому здесь ещё один плюс — индивидуализация обучения.
А вот в заданиях на письмо, пересказ, творческое воображение искусственный интеллект может мешать: ребёнок должен учиться сам выражать свои мысли, а не повторять чужие.

— Кстати, да: что насчет минусов?
— Я бы даже говорила об опасностях. Например, если ребёнок просто копирует ответы ИИ и не учится при этом думать, анализировать и формулировать ответы самостоятельно, возникает опасность подмены мышления. Ещё хуже, когда это будет происходить с формированием ложной уверенности, что он, ребенок, знает ответ, хотя на деле он просто повторяет чужой текст, не понимая его смысла. Здесь же возникает опасность некритического восприятия действительности. В начальной школе у детей в принципе ещё нет развитого критического мышления, так что они тем более будут склонны верить ИИ «на слово».
Со временем ИИ может начать восприниматься как единственный источник информации. Зачем общаться с учителями, родителями и сверстниками, зачем обращаться к книгам и к другим источникам, если есть виртуальный собеседник, всегда готовый ответить на любой вопрос? Такая зависимость от цифровых технологий может стать причиной и другой беды — снижение мотивации и неготовности к усилиям. Когда от ИИ можно получить всё готовое — зачем стараться? Это может разучить ребёнка преодолевать трудности.
— Получается, очень важно обсуждать использование ИИ ребёнком?
— Конечно. Повторюсь, игнорировать эту реальность нельзя. Это уже не вопрос «за» и «против», а вопрос культуры и зрелости. Важно с раннего возраста формировать у детей понимание, что ИИ — это инструмент, который помогает думать, но не думает за них. При правильном подходе искусственный интеллект развивает самостоятельность, интерес к познанию, цифровую грамотность. Но если использовать ИИ бездумно, он может подменить живое мышление и затормозить развитие. Так что задача взрослых — не запрещать ИИ, а учить пользоваться им с умом.
Мнения
Алёна Тян, ученица 11 класса:
— Мое мнение таково: ИИ в руках детей — это проблема. Да, можно научить их правильному использованию ИИ, но где гарантия, что они не поддадутся соблазну заставить его делать всю домашку за них? Конечно, поддадутся, конечно, заставят. И страшно представить, какими вырастут такие дети, если уже сейчас при малейшем дискомфорте, при небольшом столкновении с преградой их поток мыслей прерывается, а пальцы ползут к клавиатуре. Это опасно, особенно в наше время, когда информации настолько много, что умение критически мыслить и анализировать жизненно необходимо. Одно дело, когда ты видишь в ИИ инструмент и не более: где-то что-то подправить, попросить проверить, найти, оценить и так далее… Совсем другое дело, когда ты уже не способен написать что-то свое, когда оказывается, что даже написать небольшое сочинение ты не в силах.


Рузанна Бабаян, практикующий психолог:
— Сначала личное наблюдение. Как-то вечером за ужином мы с сыном — ему 18 — снова заговорили об искусственном интеллекте. Он уверенно заявил: «ИИ — это деградация. Люди перестают думать, анализировать, искать решения. Им всё подают готовым — зачем развиваться?».
Он чётко разделяет два подхода к искусственному интеллекту: либо ИИ только помогает в работе с информацией, но не отнимает мышление, либо ИИ делает всё за человека, лишая его навыков анализа и принятия решений. Это различие становится особенно важным, когда речь идёт о детях. И я не могу не согласиться со своим сыном.
Что важно понимать родителям, чтобы ИИ работал на развитие, а не на деградацию? Задайте себе всего три вопроса. Вопрос первый: старается ли ребёнок понять сам, прежде чем обратиться за помощью к ИИ? Вопрос второй: может ли ребёнок потом объяснить материал своими словами? Вопрос третий: использует ли ребёнок ИИ как источник информации, а не как источник готовых решений? Если ответы положительные — значит, отношение к ИИ правильное, и в данном случае роль искусственного интеллекта действительно положительная.
Как психолог я вижу в искусственном интеллекте не угрозу, а рабочий инструмент будущего. В том числе в руках педагогов. Главное — чтобы ИИ не отнимал у ребёнка главное: думать, сомневаться, искать и находить. Настоящая учебная мотивация рождается в моменте, когда «Я сам понял! Я сам смог!». И если искусственный интеллект помогает приблизиться к этому моменту — значит, он точно нужен.
Константин Дудин, основатель Школы развития памяти и автор бестселлера «Память как у слона»:
— Для того, чтобы задать запрос искусственному интеллекту, нужно чтобы у нас у самих что-то было в голове. Если мы возьмем с вами просто ребенка, который умеет писать на клавиатуре, ребенка 7-8 лет, и одиннадцатиклассника… При взаимодействии с искусственным интеллектом у них будут абсолютно разные результаты. И давайте продолжим: например, кандидат наук… У всех результат взаимодействия будет абсолютно разным, потому что будет определяться тем, какое количество знаний в собственной памяти. То есть тем, что сам пользователь ИИ может спросить, как он сам может с этим работать. Чем шире кругозор ребенка, тем больше эта вариативность.

И поэтому я вижу как одну из главных задач школы — расширение кругозора, понимания, как устроен мир, как с миром можно взаимодействовать — через цифры, через химию, через физику и так далее. Мы можем через разные призмы на этот мир смотреть, анализировать его, выдвигать гипотезы и проверять их.

Элина Артуровна Юнусметова, директор гимназии NewTone:
— Сижу и принимаю экзамены у девятиклассников и одиннадцатиклассников. Слушаю ответы и всё больше убеждаюсь: там, где материал прорабатывался на уроках истории с учителем, с использованием качественных и достоверных источников, – всё в порядке.
А вот в тех случаях, когда дети по разным причинам не приходили на консультации и готовились сами, полагаясь на ChatGPT или Google, начинаются проблемы. В ответах — путаница, некорректные формулировки, исторические события «происходят» не в том времени или не в том месте…
Для меня это — очередное напоминание, какую важную роль играет школа в становлении личности и формировании картины мира. Объективной, а не сгенерированной искусственным интеллектом. Цифровое пространство переполнено мусором, и это особенно заметно, когда речь идёт о точных фактах. Ни одна цифровая технология по-прежнему не может заменить живого общения, по крайней мере, в образовании. Роботы и алгоритмы всё ещё проигрывают настоящему, живому педагогу.
Одной этой констатации, конечно, уже мало. Становится всё более очевидной и острой потребность учить детей навыкам ориентирования в информации, сбора и проверки фактов. Какие источники заслуживают доверия? Как проверять данные из сетевых источников? Как вообще отличать правду от вымысла?
Повсеместное проникновение ИИ — это новый вызов, на который школа должна отвечать. Даже взрослые сегодня теряются в потоке сведений, не всегда умея отличить достоверное от ложного. Дети с их пока ещё ограниченными знаниями и опытами — тем более. Похоже, мы подошли к моменту, когда необходимо думать о новом учебном предмете, посвящённом работе с информацией. Умение собирать и фильтровать информацию становится таким же важным, как умение читать и писать.
Мы обязательно продолжим обсуждение темы ИИ в школе. У Вас есть своё мнение? Выскажите его! Ждём его по адресу электронной почты: olotusuk@gmail.com