
Сингапурская методика: что это такое и как она работает в начальной школе
Автор: Ленара Халиловна Мирзаева, учитель начальных классов гимназии NewTone
Тишина в классе, потому что ученики сидят и молча внимают словам учителя? Забудьте! В классе шум, гам и много движения — и это прекрасно. Дети не просто слушают педагога, а активно что-то обсуждают, работают в парах, делятся мнениями. Они свободно передвигаются по классу, выполняя задания вместе. Это не утрата контроля — это сингапурские приёмы обучения, которые мы используем на своих уроках. Ведь так они становятся живыми и куда более эффективными.
Позаимствован в Сингапуре, хорошо работает и в Ташкенте. Комплекс педагогических технологий, разработанный в Сингапуре, завоевал признание во всем мире. Сингапурская методика (или Сингапурская система активного обучения) — это более 250 приемов, которые нацелены на развитие мышления, навыков коммуникации и сотрудничества.
В основе — вовлечение всех учеников в классную работу. Отсидеться на задней парте? Теперь нет шансов.
Участвуют не пять-шесть самых активных, а действительно все. Каждый думает, слушает других, высказывается сам. Если для этого надо покинуть своё место и уйти в другой конец помещения — да пожалуйста! Потому что всё вместе это помогает не просто запоминать материал, но и учит работать в команде, уважать мнение других, уверенно говорить и, конечно, думать.
Вот живые примеры, как это работает. На уроке русского языка мы изучали тему «Имя существительное». Дети работали в парах: по очереди называли слова по картинкам и определяли, к какому роду — мужскому, женскому или среднему — они относятся. Так материал усваивается легче, потому что идёт живое обсуждение, а не просто заучивание. Или внеклассное чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Сначала каждый подумал: почему же старуха в итоге осталась у разбитого корыта? Потом дети обсудили это в парах и после этого поделились мнением со всем классом. Ребята сами пришли к важным выводам, а не просто повторили что-то вслед за учителем. В обеих ситуациях мною была применена обучающая структура «Релли Робин», которая предполагает, что два ученика («партнеры по плечу») поочередно дают короткие ответы на заданные им вопросы.

На уроке математики мы прошли тему «Периметр многоугольников». Закрепили тему с помощью структуры «Куиз-Куиз-Трейд» (спроси – спроси – обменяйся) — сингапурского приёма обучения, который позволяет активно вовлечь каждого ученика в повторение и осмысление изученного материала. Во время выполнения структуры в классе царила активная, рабочая атмосфера. Ученики с интересом включились в процесс, проявляли инициативу, старались объяснять друг другу решение задач. Даже те, кто обычно стесняются отвечать у доски, охотно вступали в диалог и так показывали свои уверенные знания.
Так мы закрепили не только учебный материал — понятие периметра, — но и дали развитие навыкам общения, внимания, взаимопомощи и самоконтроля. Итоговое мини-тестирование показало, что большинство учеников уверенно справляются с вычислением периметра различных многоугольников.
Даже на прогулке сингапурские приёмы помогают в разнообразии детского досуга. Один из них — «Сорт Кардс» (сортировку карточек) — мы успешно использовали для повторения и систематизации знаний в игровой форме на свежем воздухе. Для этого я заранее подготовила карточки с разными математическими примерами. Отвечая, дети шаг за шагом в итоге сложили красивые ромашки. Дети с энтузиазмом брались за дело, обсуждали и принимали возможные решения, проверяя правильность математических действий. Это была прогулка, полная не только вычислений, но и соревновательного духа, командной работы и двигательной активности. И снова отдельно радует то, что в этом участвовали даже те, кто обычно менее инициативен в классе.
Как видим, сингапурские приёмы помогают сделать урок ярким, действительно интересным и полезным. Никакой скуки и усыпляющего чтения учебника вслух, а настоящее путешествие, в котором каждый — активный участник, а не пассивный пассажир. Ребёнок не просто запоминает правила или формулы, а учится размышлять, говорить, слушать и взаимодействовать с другими.

В начальной школе это особенно важно, ведь именно здесь формируется интерес к учёбе и уверенность в себе.