
Золотые всходы субъектности: как помочь ребенку вырасти самостоятельным?
Автор: Гузаль Дамировна Бекирова, замдиректора детского сада NewTone Kids
Умение делать свой выбор, принимать решения и отвечать за них. Это главные признаки того, что в дошкольнике присутствуют основы субъектности, ребёнок способен к самодисциплине, а в перспективе — и к самоопределению во взрослой жизни. Давай разберемся, что нужно для того, чтобы ребенок вырос субъектным, и как первые «всходы» детской субъектности стимулируют в нашем детском саду.
Инициатива: почему это так важно?
Проявление инициативы — это и есть те самые первые и очень дорогие сердцу «всходы», которые на этом этапе жизни ребёнка нужно особенно бережно взращивать. Инициатива всегда проявляется в виде явного интереса к чему-либо. Вообще, этот интерес заложен в каждом малыше от природы: ему хочется познавать мир, в том числе пробовать себя в разных делах. Но по-настоящему раскрыться и перейти во что-то большее этот интерес сможет только в специально организованной среде.
Педагог выступает неотъемлемой частью этой среды. И он сопровождает детский интерес. На каждом этапе педагог создаёт для ребенка ситуацию успеха, чтобы малыш поверил в свои силы. Для мы используем в том числе «вызов» — намеренное ограничение ресурсов, с которыми то и дело можно столкнуться в бытовых ситуациях. Принимая этот «вызов», ребенок сам находит решения, как ему лучше поступить. Это не просто учит его нестандартно мыслить и проявлять смекалку. Это тренирует и ответственность за тот выбор, который он сделал.
Поддержка инициативы ребенка и уважение его желания «пробовать» мир — это ключевые аспекты нашей работы в дошкольном детстве. Чтобы ребёнок не утратил это желание и находил смысл в тех задачах, которые ставит педагог, мы применяем специальные подходы.

Создаем среду для самостоятельного выбора
Возможность сделать самостоятельный выбор – это один из ключей к тому, чтобы поддерживать интерес и мотивацию ребёнка. В нашем детском саду мы специально даем детям возможность выбирать: например, где и во что играть, с кем и чем заниматься, что именно и из чего делать.
Наличие такого выбора – это не просто игра, это стартовая точка для формирования самостоятельности. Наличие «множества точек выбора» учит ребенка чувству «Я могу!». Или «Я знаю, как узнать», если что-то не получается. Ребенок учится понимать, к кому обратиться за помощью, чтобы научиться чему-то новому. И, что не менее важно, он учится вежливо отказываться от помощи, которая ему не нужна.
Самостоятельность, сила воли, внутренняя активность, умение понимать свои желания, выбирать лучшее из множества вариантов, занимать уверенную позицию в обществе – вот те важные качества, которые наши дети развивают, постоянно сталкиваясь с необходимостью выбора.

Учим понимать последствия и нести ответственность за решения
Важно не просто научить детей выбирать, но и помочь им понять, к чему могут привести их решения. В этом нам помогают два ключевых подхода:
- Обсуждаем последствия. Когда ребенок что-то выбрал, мы обязательно говорим с ним о том, что из этого может получиться. Например, если он решил не убирать за собой игрушки, мы объясняем: «Посмотри, как это повлияет на других детей? Им будет трудно найти место для игры, и они могут споткнуться». Это помогает малышу видеть связь между его действием и результатом.
- Устанавливаем правила вместе. С самой младшей группы в детском саду появляются свои правила.
Самое главное — эти правила не спускаются «сверху», а создаются самими детьми вместе с педагогом. Дети чувствуют себя их соавторами, поэтому для них эти правила становятся «про меня», «про нас».
В течение дня дети часто обращаются к нашей «говорящей стене», где висят эти правила, написанные их же руками в начале учебного года. Это отличный способ учиться ответственности.
Типичный случай из жизни детсадовской группы: два мальчика часто сталкивались с ситуацией «Подарил — не проси назад!». Один из ребят в конце концов заметил, что у нас на стене нет такого правила. Педагог, поддержав это важное наблюдение, тут же собрала «диалектический круг» — это наш с детьми способ живого обсуждения конкретных ситуаций. Дети вместе активно дискутировали, а в итоге сформулировали и зафиксировали новое правило, которое тут же заняло свое место на «говорящей стене».
Что в этом самое ценное? Правило возникает из настоящей, живой потребности самих детей, а не придумывается взрослыми. Особенно важно, что авторами этого правила становятся сами дети. Так они учатся нести ответственность за то, что создали сами, и понимают важность общих договоренностей.

Поощряем творчество и инициативу
Представьте ситуацию: на занятии по рисованию тема – «Полевые цветы». Но одна из девочек с самого утра полна решимости нарисовать открытку-подарок ко дню рождения мамы. Она делится своими планами и, конечно, рассчитывает на помощь педагога.
Воспитатель в первую очередь поддерживает намерение и инициативу ребенка. Они вместе обсуждают, как лучше реализовать задумку: какие способы, средства и форму выбрать для предстоящей творческой работы. Ребенок рассматривает предложенные варианты и принимает решение: нарисовать полевые цветы, но уже в вазе.
Главная задача педагога — совместить заявленную цель занятия с собственным замыслом ребенка. Нет никакой ценности в том, чтобы все дети строго следовали одной теме — например, чтобы все рисовали только маковые поля.
Мастерство педагога в том, чтобы с сохранением общей цели дать ребенку возможность изобразить те же полевые цветы по-своему. От того, что ромашки и маки окажутся в вазе, а не в поле, они не перестанут быть полевыми.
Таким образом, мы поддерживаем именно тот замысел, который родился у ребёнка еще утром, по дороге в детский сад, и то искреннее намерение, которое он заявил педагогу. Это не просто помогает развивать творческие способности, но и учит детей воплощать собственные идеи. И это бесценно для их будущей самостоятельности.

Помогаем расти и верить в себя через «отклики мира»
Ребенок учится не только через свои действия, но и через то, как на них реагируют окружающие. Это и есть обратная связь, которую мир проявляет то в виде поддержки, то, наоборот, как реакцию на ошибки.
Мы всегда стараемся создать для детей «ситуации успеха», когда они получают поддержку и чувствуют радость от своих маленьких достижений. Такие моменты очень вдохновляют детей доводить начатое дело до конца! Но если что-то пошло не так, и ребенок совершил ошибку, мы не ругаем, а обсуждаем это вместе. Выясняем, что именно не получилось и как можно действовать иначе в будущем. Это помогает малышу не бояться пробовать, учиться на своих «неудачах» и развиваться.
Все условия, которые мы создаем, ориентированы на то, чтобы дети испытывали радость от достижений и чувствовали себя успешными. Ведь именно успех и радость укрепляют уверенность ребенка в своих силах. Они и являются мощным стимулом для его развития и движения вперед!
Вот показательный пример: В первом полугодии одна девочка, которая раньше могла расплакаться из-за любой неожиданной ситуации, научилась справляться с такими моментами без слёз. Однажды она случайно разлила краску на рисунок соседа. Конечно, одногруппник возмутился! Но девочка тут же принесла извинения и сама помогла «убрать кляксу» — несмотря на бурную реакцию.
А после того, как все закончили работу по рисованию, от самого смелого и порой импульсивного одногруппника она услышала: «У тебя самая красивая работа!». А вдобавок прозвучало: «И всё сама, без слёз!».
Что ценно в этом моменте? Девочка получила «отклики мира»: сначала в виде возмущения, с которым она справилась, а затем — в виде искреннего признания её стараний, в том числе стремлений удержать ситуацию под контролем. Подобное очень сильно укрепляет веру ребенка в себя и свои силы.

Помогаем справляться с правилами
Регулярность, привычные ритуалы, следование распорядку – всё это становится крепким фундаментом для самодисциплины. И в действительности это не про ограничения, а про то, как соблюдение правил расширяет возможности ребёнка.
Ведь правила – это не просто набор указаний. Это устойчивая опора, которая помогает ребёнку строить себя, свою личность. Когда он учится вписывать свои желания и поступки в общепринятые нормы, — это первые шаги к формированию внутреннего стержня. Прямой путь к тому, чтобы ребенок был готов играть по правилам внешнего мира, при этом сохраняя свою уникальность и индивидуальность.
В том числе поэтому мы регулярно проводим утренние беседы, «диалектические круги» (как сказано, это где дети обсуждают важные вопросы и ищут решения) и рефлексивные встречи по окончании занятий или дня. Одна из их задач — соотнести поступки и дела с уже действующими правилами или прийти к выработке новых. В конечном счёте это помогает упорядочить жизнь дошкольника, сделать её более предсказуемой и комфортной.

Учим ребенка на моделях поведения взрослого
Не секрет — дети учатся, глядя на взрослых. Для детей, особенно в таком возрасте, крайне важна модель поведения взрослого. Педагог в детском саду — это не просто наставник, а наглядный пример для ребенка в соблюдении тех же правил, что действуют в группе. Это очень важно: если нарушены правила, и за этим не следуют оговоренные последствия, то значимость фигуры педагога, к сожалению, утрачивает свою силу. Дети должны видеть, что правила действуют для всех одинаково, и это формирует их понимание справедливости и порядка.
Другим подспорьем служит открытое обсуждение. Взрослые делают открытым процесс принятия решений, объясняя, как они рассуждают и что влияет на их выбор. Такой подход не только развивает мышление ребенка, но и значительно укрепляет доверие между взрослым и малышом.
Каждый день мы видим, как проявляются те самые «всходы» субъектности, которые говорят нам о важном этапе в становлении личности ребенка. Наблюдая за детьми, мы видим, как они учатся делать выбор и нести за него ответственность. Как их изначальное намерение превращается в реальные образовательные результаты благодаря индивидуальному подходу к каждому.
Всё это способствует формированию цельной, полноценной личности. Той, что умеет заявлять о своих потребностях, хорошо понимает себя, способна следовать общим правилам и принимать вызовы внешнего мира. Личности, которая действует осознанно, понимая возможные последствия своих поступков. Такой человек обладает прочной основой для успешной адаптации к будущим вызовам.